Типография Ивана Федорова

Опубликовано: 1938 дней назад (2 июня 2012)
Рубрика: история
Редактировалось: 40 раз — последний 3 июня 2012
+13
Голосов: 13

Сегодня, когда мы запускаем Школу Отраслевой Печати ( http://printshkola.ru/ ) на базе производства компании ООО "ПРИНТ САЛОН"  ( http://print-salon.ru/ ) хотелось бы проделать небольшой экскурс в историю того места, где мы будем учить всех желающих печатному мастерству. Начнем с официального пресс-релиза ОАО «Иван Федоров» от 1999 года, который отсылает нас к истории возникновения типографии на Звенигородской ул. 11 в которой мы имеем честь работать в настоящее время:  

История типографии имени Ивана Федорова начинается в 1902 году, когда Р. Голике и А. Вильборг основали Товарищество, объединив свои типолитографию и фотоцинкографию на месте работающего тогда  здания гвоздильного завода



Звенигородская ул., 11. Первое название этой улицы – Ивановская. Оно было присвоено 20 августа 1739 года,точного объяснения этого названия нет. Возможно по имени или фамилии землевладельца. С 1768 по 1803 год фигурировало название 12-я Рота Семеновского полка, обычный для тех времен топоним.В начале XIX века, на месте расположения 7—11-й рот был устроен Семеновский плац, и улицы с этими номерами исчезли. После этого проезд стал именоваться 7-й линией или же,по ошибке, 7-й Ротой Семеновского полка, 7-й линией Московской части,7-й Ротой или же 7-й линией лейб-гвардии Семеновского полка. 9 декабря 1857 года улице было присвоено название Звенигородская, как и другие улицы этого района, наименованные по городам Московской губернии, в которой и расположено село Семеновское, где формировался  полк, получивший его имя. Звенигородская улица проходит от Загородного проспекта до улицы Константина Заслонова. Приспособление зданий для типографского производства выполнил арх. Берзен Ричард Андреевич.

Товарищество специализировалось на выпуске высокохудожественных изданий и считалось одним из лучших полиграфических предприятий России. В числе очень немногих Товарищество стало поставщиком Двора Его Императорского Величества - тогда это звание означало, что на протяжении ряда лет продукция фирмы не вызвала ни единого нарекания...

В 1918 году Товарищество было национализировано и стало называться 15-й государственной типографией. В 1922 году за высокое качество полиграфического исполнения типографии было присвоено имя первопечатника Ивана Федорова.

Фабрика офсетной печати № 1 «выросла» из литографического производства Т. Кибеля, организовавшего в 1881 году выпуск многоцветных открыток, детских книжек, репродукций.

В 1985 году произошло слияние трех предприятий. В 1993 году, одной из первых среди полиграфических предприятий России, типография стала акционерным обществом.

Объединение «Иван Федоров» сохранило специфику и традиции старейших предприятий, вошедших в его состав. Издания, отпечатанные здесь, широко известны как в стране, так и за рубежом. Их высокое полиграфическое исполнение неоднократно отмечалось на всероссийских и международных выставках. Только за последние три года дипломы Всероссийского конкурса «Искусство книги» получили издания «История российского воинства», «История города» (к 850-летию Москвы), «Храм-памятник морякам», «Птица в клетке», «Современная баллада и жестокий романс». Дипломами конкурса к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина отмечены книги «Возвращение пушкинской русалки» и «Альбом Елизаветы Ушаковой».

Типография оснащена оборудованием, отвечающим самым высоким современным требованиям: его поставляют такие известные фирмы как «Брюдерхенн» (Австрия), «Кросфильд Электроникс» (Англия), «Агфа-Геверт» (Бельгия), «Лисов АГ» (Лихтенштейн), «Дюпон-Хаусон» (США), «Садолин-Нобел» и «Энсо-Гутцейт» (Финляндия), КБА «Планета» (ФРГ).

Печатный парк объединения представлен четырехкрасочными листовыми офсетными машинами «МАН Роланд» и «Планета», оснащенными системами варио-контроля с максимальным форматом 90х120см. Первыми в России в типографии имени Ивана Федорова освоили рулонную восьмикрасочную машину «Циркон-Супра-660», укомплектованную газовой сушилкой фирмы «МЕГ», устройством дожига фирмы «Катек» и приемно-прессующим устройством фирмы «Аграма».

На участке облагораживания продукции имеются две машины для припрессовки пленки фирмы «Дуофан» и лакировальный автомат. В переплетном цехе полностью механизированы все процессы, ВШРА моделей 740, 745, 750 до 11 секций, ниткошвейный парк оборудования состоит в основном из автоматов БНШ-6А и дополнен высокоскоростным ниткошвейным автоматом «Фречия 120» фирмы «Смайт Фречия» для шитья книг большого формата. В типографии создан новый участок изготовления крышек, где успешно работает крышкоделательный автомат «Да-Стато» фирмы «Колбус», производящий до 70 крышек в минуту. Вставка блока в крышку производится на поточной линии по изготовлению книг «Колбус-Компакт 2000», обеспечивающей обработку блоков практически любых форматов с минимальным временем настройки. Позолотный участок оснащен современными позолотными прессами фирмы «Колбус-Компакт 2000».

Репроцентр, обладающий всеми средствами компьютерной коммуникации, производит цветоделение и набор с различных издательских оригиналов. Многокрасочные высокоскоростные печатные машины оснащены электронными системами объективной настройки и контроля печатного процесса. Переплетно-брошюровочное оборудование позволяет изготавливать книги объемом от 16 до 1400 страниц.

Таким образом, ОАО «Иван Федоров» является универсальным полиграфическим предприятием, специализирующимся на выпуске высокохудожественных изданий.

Высококвалифицированные специалисты, тесная связь издательских и полиграфических процессов дают возможность любителям прекрасного, коллекционерам и книголюбам получать наслаждение от изданий, воспроизводящих редчайшие, а подчас и единственные экземпляры произведений культуры и искусства.

Успех изданий обусловлен не только высоким качеством полиграфического исполнения, но и проводимыми маркетинговыми исследованиями. Сегодня предприятие выпускает издания для иностранных туристов и продажи за рубежом; альбомы «Санкт-Петербург», «Окрестности Санкт-Петербурга», «Эрмитаж», серия мини-альбомов «Русский музей», «Императорский Петербург», «Царское Село», «Павловск», «Петропавловская крепость» и другие выпускаются одновременно на нескольких языках. Предприятие имеет постоянных заказчиков в Англии, Германии и Швеции - странах, славящихся собственной высококлассной полиграфией.

АО «Иван Федоров» плодотворно сотрудничает со многими издательствами Санкт-Петербурга («Аврора», «Логос», «П-2», «Судостроение»), Москвы («АСТ-Пресс», «Искусство», «Радуга», «Ридерз Дайджест», «Русская книга», «Эгмон России»).

На базе предприятия находится одна из кафедр Санкт-Петербургского полиграфического института. Реализуется программа социального развития. В 1999 году численность занятых на производстве возросла на 12 %, что является следствием значительного увеличения объема производства. Обладая высоким производственным и кадровым потенциалом, ОАО «Иван Федоров» имеет все основания для продолжения лучших традиций отечественного книгопечатания.

После чего в 2006 году с типографией произошли некоторые изменения, суть которых можно почерпнуть в этой новости на портале Фонтанка.Ру, но не будем о грустном, а углубимся еще поглубже в историю. ( много текста! потом немного фотографий и видео. )

Имя первопечатника Ивана Федорова хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами. Исследования последних десятилетий открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. В прошлом столетии его считали не более чем ремесленником; теперь мы видим в нем просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля.

Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображен апостол Лука. Заставки и концовки, а их 48, выполнены на высоком художественном уровне. Шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника»

Но в 1566 году Иван Федоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По одной версии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой – культурная миссия.

В июле 1568 года в Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографии Ивана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет, но ее роль в истории славянского книгопечатания исключительно велика. В те далекие времена она являла собой пример дружественных связей братских народов, связей, ставших столь плодотворными в наши дни.

Когда Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец переступили границу Великого княжества Литовского, оно переживало трудную пору своей истории. В 1559 году литовцы вступили в затяжной спор с Россией, Швецией и Данией о судьбе ливонского наследства.

Основные тяготы войны ложились на плечи литовского мелкопоместного дворянства, которое в ту пору вело борьбу с крупнейшими феодалами за экономические права и за участие в политической жизни Великого княжества.

Узнав о прибытии в Великое княжество Литовское московских типографов, Г.А.Ходкевич пригласил их в Заблудов.

Шрифт, гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложный инструментарий, как известно, печатники привезли из Москвы. Не было, по-видимому, типографского стана – по указаниям Ивана Федорова его изготовили плотники. Встал вопрос о том, на каком языке печатать книги – на старославянском, применявшемся в церковном богослужении, или же на народном, белорусском. Г.А.Ходкевич хотел издать книги на белорусском языке, но принять окончательное решение самостоятельно не хотел. На совет были призваны «люди мудрые в том письме, ученые». Внимая совету, Г.А.Ходкевич решил отпечатать «Учительное Евангелие» по старым рукописям,
«яко з давна писаную».

В процессе подготовки оригиналов к печати Иван Федоров пользовался богатым по тем временам собранием книг Супрасльского монастыря, находившегося неподалеку от Заблудова.

Над первенцем заблудовской типографии, «Учительным Евангелием», Иван Федоров начал работать 8 июля 1568 года и закончил 17 марта 1569 года. Летом 1569 года друг и соратник первопечатника Петр Тимофеев Мстиславец перебрался в Вильну и здесь на средства богатых купцов Мамоничей основал новую типографию. Второе заблудовское издание, «Псалтырь» с «Часословцем», Иван Федоров печатал с 26 сентября 1569 года по 23 Марта 1570 года.

В предисловии к «Псалтыри» с «Часословцем» 1570 года гетман Г.А.Ходкевич обещал финансировать славянское книгоиздательство, но «Псалтырь» оказалась последней книгой заблудовской типографии, которая вскоре после выхода издания в свет 23 марта 1570 года прекратила свою деятельность.

По словам Ивана Федорова, основной причиной закрытия типографии была старость Г.А.Ходкевича. Ивану Федорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича-землевладельца, но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые пожитки и направил стопы свои во Львов, где в скором времени основал типографию, первую на украинской земле.

Путь Ивана Федорова во Львов не был легким. Путешествие осложнила эпидемия моровой язвы. Эпидемия свирепствовала в 1572 году, достигнув наибольшей интенсивности к осени, а затем пошла на убыль.

Иван Федоров приехал в «преименитый град» Львов осенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства. Иван Федоров прежде всего обратился за помощью к зажиточным горожанам, но мольбы успеха не имели. Тогда Иван Федоров попросил священника объявить в церкви о приезде в город типографа и о его нуждах. На первых порах и это не возымело успеха. Львовская православная иерархия в ту пору жила конфликтом между Гедеоном Балабаном и Иваном Лопаткой-Осталовским, претендовавшими на епископское достоинство. Богатые горожане были заняты восстановлением своих домов после пожара 1571 года. Момент для создания типографии был выбран неудачный.

И все же нашлись люди, поддержавшие Ивана Федорова. «Неславные в мире» – это ремесленники-украинцы, не столь богатые, но все же достаточно зажиточные, чтобы ссудить Ивану Федорову необходимую сумму. Одно из имен может быть названо точно – Семен Каленикович, чаще называемый в документах Семеном Седляром. В 1573 году он дал в долг типографу 700 злотых. По тем временам это была большая сумма. Семен Каленикович, один из образованнейших людей своего времени, сыграл положительную роль в основании первой украинской типографии.

Во Львове Иван Федоров столкнулся с цеховой организацией ремесла. Типографов здесь не было. Не было, естественно, и такого цеха. Никто не мог запретить пришельцу заняться печатным ремеслом. Но, чтобы начать работу, нужно было изготовить типографский стан, наборные кассы, ящики для хранения шрифта. Для этого Ивану Федорову потребовался столяр. Вот тут-то и столкнулся с суровыми цеховыми законами печатник. Цех столяров строго-настрого запретил пришельцу держать у себя на службе столяра. Иван Федоров обратился в Городской совет. Жалоба рассматривалась 26 января 1573 года. Совет поддержал цеховых старшин. Типографу было запрещено постоянно держать столяра. Но он мог обратиться в цех и нанять там ремесленника, который бы, с дозволения своего мастера, сделал для Ивана Федорова необходимые работы. Однако никто из мастеров столярного цеха не захотел помочь Ивану Федорову. Тогда совет обратился за консультацией к Краковским типографам Матвею Зибенайхеру и Миколе Пренжине.

Ответ на запрос пришел 31 января 1573 года Зибенайхер и Пренжина сообщали, что «в городе Кракове книгопечатники не держат в своих домах подмастерий столярного мастерства». Если же кому из них понадобится столяр, они обращаются к цехмейстеру и за плату получают работника. Ответ удовлетворил Ивана Федорова, но цех по-прежнему отказался дать столяра.

Так или иначе, но 25 февраля 1573 года Иван Федоров начал печатать первую точно датированную украинскую печатную книгу – «Апостол», и почти год спустя закончил – 15 февраля 1574 года. В книге есть послесловие
«Повесть … откуда начася и како свершися друкарня сія»,- это первый образец украинской мемуарной литературы. Одновременно, а может быть и раньше, в Львовской типографии печаталась «Азбука», первый известный нам печатный учебник кирилловского шрифта. Издание этого учебника демонстрирует Ивана Федорова как просветителя украинского народа.

В течение 1574 года Иван Федоров заботится о распространении тиража «Апостола». Часть книг типограф отдал в долг, возможно на комиссионных началах. Некоторые из должников впоследствии отказались платить, и с ними пришлось судиться.

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился.

Иван Федоров покидает Львов, став «типографом и служебником его милости Константина князя Острожского». Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной. За неполные четыре года – с 1578 по 1581 года
– она выпустила пять изданий и среди них прославленную Острожскую Библию.

Дорога была недолгой. Типограф и его спутники переехали реку Збитенку, миновали село Межирич с древней Троицкой церковью и вскоре на высоком левом берегу реки Вилии, заросшей камышом, увидели над Замковой горой купола церкви Богоявления и высокий шпиль башни с часами, поднимавшейся над замком.

Город был окружен крепостной стеной. Попасть в него можно было через строго охраняемые ворота.

Типография Ивана Федорова находилась неподалеку от замка. Двор, на котором находились типография и школа, назывался «Булсардиновым» – он стоял на Замковой улице у подножия Замковой горы, неподалеку от костела Вознесения, построенного в XV веке, Успенского собора и Николаевской церкви.

Князь К.К.Острожский задумал грандиозный по тем временам план: выпустить в свет первую полную славянскую Библию. Для этого нужно было разработать рисунки и отлить по ним новые шрифты, выгравировать доски заставок и запастись большим количеством бумаги, что было самым трудным. Поэтому Иван Федоров решил завязать связи с бумагоделательными мастерами.

Заботы Ивана Федорова в связи с заготовкой бумаги для печатания Библии привели его в бумагоделательную мастерскую, находившуюся неподалеку от Львова – в городе Буске.

Работая в Остроге, Иван Федоров в 1578 – 1581 годах ездит во Львов, Луцк по делам, связанных с закупкой бумаги и типографских принадлежностей. Первопечатник был человеком дела.

Острожская Библия сыграла исключительно большую роль в истории культуры восточнославянских народов. В свое время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев, белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических представлений на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине.

Иван Федоров - фигура ренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583 года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом.

Свой жизненный путь Иван Федоров закончил во Львове в 1583 году. Украинский и русский народы отдают должное своему первопечатнику, а все книгоиздатели и книговеды в 1959 году начали и регулярно проводят ежегодные научные сессии, посвященные актуальным проблемам истории книги и книжному делу – «Федоровские чтения». Вышло большое количество научных трудов, посвященных жизни и деятельности «друкаря книг пред тем невиданных».

Фотопоток:


Типография Ивана Федорова.. Уборщица.. Надпись на двери ЗАКАЗЧИКАМ ВХОД СТРОГО ВОСПРЕЩЕН! дата: 18.03.2005 правообладатель: Круглов Антон


Типография Ивана Федорова. Рабочая с продукцией. На заднем плане лозунг с фразой : КАЖДУЮ МИНУТУ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ - ПРОИЗВОДСТВУ. дата: 18.03.2005 правообладатель: Круглов Антон


Найдите тут лишнюю деталь в логотипе.


Фасад здания типографии им. Ивана Федорова на Звенигородской ул.11


Въезд на территорию типографии. 15-20 минут на разгрузку

  

Печать на шелкотрафаретном полуавтомате в компании ПРИНТ САЛОН. Наши дни.


Образцы продукции выпускаемой в компании ПРИНТ САЛОН.


Ленинградский метрополитен им. В. И. Ленина.
Станция ,,Автово''. Перонный зал.

Архитекторы Е. А. Левинсон, А. А. Грушке
М-42909. 13/VI 1960 г. Изд. № 998. Т. 30 000.
Ц. 10 к. Зак. 421. Ленинград, типография № 3им. Ивана Федорова


Концепция реконструкции комплекса зданий «Типографии им. Ивана Федорова» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, дом 9-11. Год: 2007 Заказчик: Строительная компания «Строй-Сити» Площадь, м2: 46720 (общая площадь) Выполняемые работы: Архитектурная концепция


История объекта: Звенигородская ул. дом 11

Cм также:

http://vprinte.ru/blogs/kto-hochet-pochitat-moi-blog/a-znaete-li-vy-chto.html
http://print-salon.ru/gal/categories.php?cat_id=78
http://print-salon.ru/newsarchive/1/444_1.php
http://vprinte.ru/blogs/moi-blog/istorija-poligrafi.html

Видео по теме:


Летние курсы по шелкографии - Printshkola.ru | Вариант по жилью на время проведения летних курсов по шелкографии
0 # 3 июня 2012 в 17:13 +2
Очень интересная статья!
Администратор # 11 июня 2012 в 20:04 0
Для иногородних желающих пройти наши летние курсы по шелкографии мы можем посоветовать воспользоваться услугами ЛОКЕЙШН ХОСТЕЛа на Лиговском пр.,74 ( от которого всего 10 минут пешком до места проведения курсов )  Подробнее
Администратор # 27 августа 2012 в 20:25 0
Георгий # 21 января 2013 в 15:52 +1
Интересная статья http://as-grupa.ru/

с р е д и наших к л и е н т о в:

 

Наши услуги: печать любой полиграфии, печать на футболках, продажа бейджев и аксессуаров, контрольные браслеты, пакеты с логотипом, оперативная цифровая печать, тиснение, тампопечать на сувенирах и многое другое. Наш основной сайт www.print-salon.ru